Я не понял, договор какой был? На словах или официальный, признанный государством, с указанием всех сумм и детализацией всех ситуаций?
Если вы договариваетесь на словах, то никакого договора по факту нет) Разруливаем по понятиям, один предъявляет, другой отвечает. Обе стороны ограничены лишь репутационными рисками, ну и там дальше кто на что готов пойти, вплоть до членовредительства. И то, в понятийном договоре присутствует механизм принятия решения и механизм принуждения, ну там, глава шайки, вор в законе, просто человек, для которого репутация значит больше, чем для вас, и его пацаны. В полуцивилизованном мире репутационные риски не очень важны, а повышать ставки никто не хочет, поэтому и словесный договор эфемерен.
Если же вы договариваетесь на официальном уровне, составляете подробный договор, в котором прописаны все эти случаи (они ведь стандартные!), кто несет риски за изменение курсов валют, кто за доставку ништяков, кто за задержку и в каком объёме. Да это ведь во многих аспектах даже законом регулируется! Вы указываете полные суммы, платите налоги и уведомляете об этом механизм принуждения, т.е. государство. Если хотите, чтобы вообще голова не болела, страхуете в страховой компании то, что нужно. Если договор нарушается, суд, приставы и прочая полиция принуждает виновника (как покупателя, так и продавца) выплатить положенные суммы. Если же он не в состоянии, суд может вынести решение о банкротстве физического или юридического лица, или же они могут пойти на мировое соглашение и согласиться на погашение, скажем, 25% долга. Это распространенная практика, четверть или ничего. Все соглашаются или апеллируют.
Ваши затраты увеличиваются на налоги, страховку, услуги адвокатов, штрафы, распределенные на всех покупателей среднестатистические потери по рискам и прочее.
Господи, да у меня договор на аренду гаража подробнее составлен, по ходу!
В общем не вижу предмета для обсуждения - решили работать по понятиям, работайте. Репутация ваша. Мы тут не механизм принуждения, и никого не заставим платить. Пожаловаться и скорректировать репутацию - это максимум. Кто хотел, тот понял(с). Обе стороны высказались и репутационные потери совершены.
По теме могу сказать, что покупатель должен был постоянно запрашивать и выяснять все мельчайшие детали процесса, а продавец сообщать их. В том числе при возникновении форс-мажоров, ну и механизмы разрешения во всех этих случаях хорошо бы хотя бы как-то зафиксировать было до начала процесса. Это ведь не так уж и сложно! Надеяться на то, что неоговоренные явно вопросы будут решены в вашу пользу, наверно, неправильно.